Наверх
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

Анатолишнa, 78 - 7 февраля 2012 13:10

Все
Отредактировано:07.02.12 13:12
мой любимый Довлатов: ЭТО НЕПЕРЕВОДИМОЕ СЛОВО "ХАМСТВО"

Рассказывают, что писатель Владимир Набоков, годами читая лекции в Корнельском университете юным американским славистам, бился в попытках объяснить им «своими словами» суть непереводимых русских понятий — «интеллигенция», «пошлость», «мещанство» и «хамство». Говорят, с «интеллигенцией», «пошлостью» и «мещанством» он в конце концов справился, а вот растолковать, что означает слово «хамство», так и не смог.
Обращение к синонимам ему не помогло, потому что синонимы — это слова с одинаковым значением, а слова «наглость», «грубость» и «нахальство», которыми пытался воспользоваться Набоков, решительным образом от «хамства» по своему значению отличаются.
Наглость — это в общем-то способ действия, то есть напор без моральных и законных на то оснований, нахальство — это та же наглость плюс отсутствие стыда, что же касается грубости, то это скорее — форма поведения, нечто внешнее, не затрагивающее основ, грубо можно даже в любви объясняться, и вообще действовать с самыми лучшими намерениями, но грубо, грубо по форме — резко, крикливо и претенциозно.
Как легко заметить, грубость, наглость и нахальство, не украшая никого и даже заслуживая всяческого осуждения, при этом все-таки не убивают наповал, не опрокидывают навзничь и не побуждают лишний раз задуматься о безнадежно плачевном состоянии человечества в целом. Грубость, наглость и нахальство травмируют окружающих, но все же оставляют им какой-то шанс, какую-то надежду справиться с этим злом и что-то ему противопоставить.
Помню, еду я в ленинградском трамвае, и напротив меня сидит пожилой человек, и заходит какая-то шпана на остановке, и начинают они этого старика грубо, нагло и нахально задевать, и тот им что-то возражает, и кто-то из этих наглецов говорит: «Тебе, дед, в могилу давно пора!» А старик отвечает: «Боюсь, что ты с твоей наглостью и туда раньше меня успеешь!» Тут раздался общий смех, и хулиганы как-то стушевались. То есть — имела место грубость, наглость, но старик оказался острый на язык и что-то противопоставил этой наглости.
С хамством же все иначе. Хамство тем и отличается от грубости, наглости и нахальства, что оно непобедимо, что с ним невозможно бороться, что перед ним можно только отступить. И вот я долго думал над всем этим и, в отличие от Набокова, сформулировал, что такое хамство, а именно: хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, но при этом — умноженные на безнаказанность. Именно в безнаказанности все дело, в заведомом ощущении ненаказуемости, неподсудности деяний, в том чувстве полнейшей беспомощности, которое охватывает жертву. Именно безнаказанностью своей хамство и убивает вас наповал, вам нечего ему противопоставить, кроме собственного унижения, потому что хамство — это всегда «сверху вниз», это всегда «от сильного — слабому», потому что хамство — это беспомощность одного и безнаказанность другого, потому что хамство — это неравенство.
Десять лет я живу в Америке, причем не просто в Америке, а в безумном, дивном, ужасающем Нью-Йорке, и все поражаюсь отсутствию хамства. Все, что угодно, может произойти здесь с вами, а хамства все-таки нет. Не скажу, что я соскучился по нему, но все же задумываюсь — почему это так: грубые люди при всем американском национальном, я бы сказал, добродушии попадаются, наглые и нахальные — тоже, особенно, извините, в русских районах, но хамства, вот такого настоящего, самоупоенного, заведомо безнаказанного, — в Нью-Йорке практически нет. Здесь вас могут ограбить, но дверью перед вашей физиономией не хлопнут, а это немаловажно.
И тогда я стал думать, припоминать: при каких обстоятельствах мне хамили дома. Как это получалось, как выходило, что вот иду я по улице — тучный, взрослый и даже временами в свою очередь нахальный мужчина, во всяком случае явно не из робких, бывший, между прочим, военнослужащий охраны в лагерях особого режима, закончивший службу в Советской Армии с чем-то вроде медали — «За отвагу, проявленную в конвойных войсках», — и вот иду я по мирной и родной своей улице Рубинштейна в Ленинграде, захожу в гастроном, дожидаюсь своей очереди, и тут со мной происходит что-то странное: я начинаю как-то жалобно закатывать глаза, изгибать широкую поясницу, делать какие-то роющие движения правой ногой, и в голосе моем появляется что-то родственное фальцету малолетнего попрошайки из кинофильма «Путевка в жизнь». Я говорю продавщице, женщине лет шестидесяти: «Девушка, миленькая, будьте добречки, свесьте мне маслица граммчиков сто и колбаски такой, знаете, нежирненькой, граммчиков двести...» И я произношу эти уменьшительные суффиксы, изо всех сил стараясь понравиться этой тетке, которая, между прочим, только что прикрепила к своему бидону записку для своей сменщицы, что-то вроде: «Зина, сметану не разбавляй, я уже разбавила...», и вот я изгибаюсь перед ней в ожидании хамства, потому что у нее есть колбаса, а у меня еще нет, потому что меня — много, а ее — одна, потому что я, в общем-то, с известными оговорками, — интеллигент, а она торгует разбавленной сметаной...
И так же угодливо я всю жизнь разговаривал с официантами, швейцарами, водителями такси, канцелярскими служащими, инспекторами домоуправления — со всеми, кого мы называем «сферой обслуживания». Среди них попадались, конечно, милые и вежливые люди, но на всякий случай изначально я мобилизовывал все уменьшительные суффиксы, потому что эти люди могли сделать мне что-то большое, хорошее, важное, вроде двухсот граммов колбасы, а могли — наоборот — не сделать, и это было бы совершенно естественно, нормально и безнаказанно.
(окончание в комментариях)
Добавить комментарий Комментарии: 40
ФИЛИН
ФИЛИН , лет5 марта 2012 23:50

Нынешнее хамство-это хуйня-вот бывало раньше,как щас помню-

Бытие 9. Сыновья Ноя,

вышедшие из ковчега, были:

Сим, Хам и Иафет.

И увидел Хам, отец Ханаана,

наготу отца своего,

и выйдя рассказал двум братьям своим.

Согласно Библии Хам

повел себя постыдным образом во время опьянения своего отца Ноя.

Во-первых, он увидел и рассказал братьям про наготу отца своего (Быт.9:22),

а во-вторых, он нечто «сделал над ним» (Быт.9:24).

Скорее всего трахнул его и разболтал об этом.

И это было бы совершенно естественно,

нормально и безнаказанно

при наличии грубости,

наглости и нахальства.




Показать ответы (1)
Nata
Nata , 75 лет12 февраля 2012 01:51
Я вот все эти дни время от времени (ехала ли в транспорте, гуляла ли по улице) возвращалась мысленно к этому посту о хамстве. Пробовала поточней сформулировать своё понимание этого... не знаю, как лучше назвать.. пусть будет просто "этого явления".
По-моему, хамство - это желание унизить другого человека, найти самое уязвимое место и выставить его на всеобщее обозрение.. Оскорбив другого, Хам сразу вырастает в своих собственных глазах (и, как ему кажется, в глазах окружающих).
Мелкие людишки стараются создавать ситуации, при которых от их "благосклонности" зависят действительно достойные и порядочные люди. И наступает их "звёздный час".
Официантка или продавщица, произносящие фразы вроде "Вас много, а я одна" и тому подобные.. Молодые балбесы, рассевшиеся на "местах для инвалидов, для пожилых людей" острят: "Тебе, бабка, помирать пора, а не в автобусах ездить".. И гогочут при этом, очень довольные собой.. и продолжают сидеть... А вот стыдно в это время - окружающим.. Стыдно за этих самых... (Перечитала сейчас пост-запись - оказывается, я сейчас назвала те же примеры, что и Довлатов ;))))
Много можно приводить случаев из увиденного/услышанного в этой жизни - здесь места не хватит... Да и в комментариях, написанных раньше, их немало..

Короче, хамство - это... ХАМСТВО! И это - отвратительно. ((
Показать ответы (3)
лавмисвит
лавмисвит , 58 лет10 февраля 2012 12:04
Надо сказать, что с хамством так или иначе приходится сталкиваться каждый день. Сложно дождаться, что какая-нибудь бабулька с невъебенной тележкой в метро после того, как переедет твою ногу, вдруг сделает книксен и рассыпется в извинениях. Ещё менее реально дождаться, что хмурая продавщица в табачном киоске, где я изредка покупаю сигареты и периодически по старой памяти отдаю ей на 2 рубля меньше, вместо вопля:"Де-е-е-е-е-е-е-вушка, что вы опять тупите?!"-улыбнётся и вежливо напомнит, что сигареты подорожали. И когда кто-то испортивший настроение вдруг извиняется, то я просто не могу не радоваться жизни. Сейчас я в наш отдел психолога ищу, поэтому телефонное интервью, естественно, на мне. Позвонила вчера одной кандидатке. В трубке раздался такой рявк, который ну не как не смахивает на "алло". Далее девушка стала разговаривать со мной так, как будто я устраиваюсь на работу, причём прислугой в барском доме. После завершения разговора остался неприятный осадок. И вдруг сегодня звонит эта девушка:
-Анна, простите, пожалуйста! Мне вчера сложно было с вами разговаривать. А тут я ещё узнала, что у меня 10-я неделя беременности. Я была очень резка. Не обижайтесь, пожалуйста.
-Здорово! Поздравляю вас и пусть всё сложится отлично!
В общем распрощались мы с ней на очень позитивной ноте. Такая прелесть!
взято от Anna
Показать ответы (3)
Дмитрий
Дмитрий , 59 лет8 февраля 2012 16:19
Довлатов читается увлекательно ;)
Показать ответы (1)
Сударыня
Сударыня , лет7 февраля 2012 21:59
Хамство - это проявление рабской психологии. Если бы американцы своим рабам в одночасье дали не только свободу, но и безграничную власть ( как это произошло у нас), то они бы поняли, что такое хамство... Причем хамство не только в масштабах продмага, а и в масштабах всей страны. До сих пор мы живем в условиях тотального хамства со стороны властей всех уровней... :(
У Даля: "Хам - бранное прозвище лакеев, холопов или слуг. Хамство - лакейщина.."
А вот прошло сто лет - и пожалуйста...
Показать ответы (5)
Профайл удален
Профайл удален , лет7 февраля 2012 17:38
А откуда растет безнаказанность? Не от бессилия и трусости ли?
"-Нет, я тебе возражаю, Философ.. Трусость - это САМЫЙ страшный грех..."
Показать ответы (3)
Алена Nsk
Алена Nsk , 86 лет7 февраля 2012 14:14
Довлатов всегда прав :-))

А я совсем недавно это вспоминала. Я вспоминала магазин, который назывался Коопторг рядом с домом, в котором я родилась и выросла. И как мама стояла там в очереди за мясом, а потом просила продавщицу взвесить без косточек.

Ненавижу. Не-на-ви-жу.

И вся их молодость ушла на эту бесконечную борьбу за жизнь. За кусочек мяса и маслица, за свежее молоко и разбавленную сметану для детей.
Показать ответы (14)
Анатолишнa
Анатолишнa , 78 лет7 февраля 2012 13:11
И вот так я прожил 36 лет, и переехал в Америку, и одиннадцатый год живу в Нью-Йорке, и сфера обслуживания здесь - не то пажеский корпус, не то институт благородных девиц, и все вам улыбаются настолько, что первые два года в Америке один мой знакомый писатель из Ленинграда то и дело попадал в неловкое положение, ему казалось, что все продавщицы в него с первого взгляда влюбляются и хотят с ним уединиться, но потом он к этому привык.
И все было бы замечательно, если бы какие-то виды обслуживания — почта, например, или часть общественного транспорта - не находились и здесь в руках государства, что приближает их по типу к социалистическим предприятиям, и хотя до настоящего хамства здешняя почта еще не дошла, но именно здесь я видел молодую женщину за конторкой, с наушниками и с магнитофоном на поясе, которая, глядя на вас, как на целлофановый мешок, слушала одновременно рок-песенки и даже как-то слегка агонизировала в такт. С тех пор я чаще всего пользуюсь услугами частной почтовой компании «Юпиэс», и здесь мне девушки улыбаются так, что поневоле ждешь — вот она назначит тебе в конце разговора свидание, но даже после того, как этого, увы, не происходит, ты все равно оказываешься на улице более или менее довольный собой.
Показать ответы (2)
Мобильная версия сайта




Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.