Наверх
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

Йети, 50 - 17 мая 2013 13:57

Отредактировано:17.05.13 13:59
[B][COLOR=red]За миром – мир, за Хаксли - Хаксли[/COLOR]

[COLOR=darkblue]Думаю, в наше время уже нет смысла рассматривать отдельно первую книгу Олдоса Хаксли «О, дивный новый мир» без его второй книги «Возвращение в дивный новый мир», поскольку как от одной, так и от другой нас отделяет порядочный промежуток времени. И обе книги слились в одно двухэтапное исследование – скажем так, выдвижение гипотезы и ее апробация на практике. Первая книга действительно – художественная, где гипотеза изложена во всей реалистичности конкретных персонажей. А вот вторую книгу Хаксли, конечно, нельзя назвать художественной. Вторая часть - продолжение, скорее анализ - работа над ошибками, взгляд на мировые тенденции по прошествии лет. Добротное такое социологическое исследование проницательного интеллектуала, который старается не упустить ни одной важной тенденции человеческой психики.
После прочтения обеих книг Хаксли хочется не обсуждать его писательский талант или литературные достоинства текста, а непосредственно перейти к обсуждению затрагиваемых вопросов. Поэтому, думаю, данные книги являются идеальным средством для разжигания дискуссий - для внеклассного чтения в старших классах или на философских семинарах в институтах.
Поэтому сразу к теме исследования и хотелось бы перейти.
Безусловно, антиутопии Хаксли традиционно сравнивают с творчеством Джорджа Оруэлла («1984»). И ключевое противопоставление проходит по линии «насилие-гуманность» в реализации власти.
Если у Оруэлла властные структуры выступают как паразиты-оккупанты, пытающиеся удержать в требуемых рамках спонтанно разрастающиеся ростки общества. То у Хаксли власть – это уже заботливый садовник, который занимается тщательной селекцией семян, подготовкой почвы. Но как в том, так и в другом случае – насилие все же имеет место.
Только Хаксли предлагает более гуманный подход – насилие должно совершаться на досознательном этапе формирования личности. Гуманность данного подхода - вопрос, конечно, спорный. Он находится в той же плоскости, что и легитимность абортов. Человеческий эмбрион еще не обладает сознанием, поэтому кроме физической боли ему не свойственны моральные страдания (моральные страдания присутствуют скорее у родителей). И все же подход Хаксли в данном случае очень близок подходу к эволюции самой природы – мир вокруг нас полон насилия. И чем ниже уровень развития нервной системы живых видов, тем жестче естественный отбор. Млекопитающие гибнут единицами, насекомые стираются с лица земли тысячами.. а одноклеточные целыми миллионными колониями. Природа - заботливый гуманный «садовник». Самые кровавые периоды эволюции и самые травматичные периоды жизни (рождение, смерть) она вынесла в почти бессознательное состояние своих пасынков. И поэтому мир Хаксли более органичен, приемлем с точки зрения эволюции.
Но, с моей точки зрения, Хаксли недомысливает далеких перспектив развития общества и по этой причине все же не принимает в расчет мощные движущие силы, мотивирующие людей.
Он не задается вопросом смысла жизни человека – кроме обретения им счастья, причем, счастья самого простого – стабильность общества, отсутствие войн, хорошее питание и времяпровождение – то есть та же ферма, только без резни в конце.
Конечно, если принять, что возникновение разума и сознания является самоцелью – реализацией Вселенной в самой себе. То логичным будет для общества стремиться к максимальному повышению уровня и стабильности этого сознания. Выход из зависимости от истощаемых ресурсов и переход на космический уровень расселения.
Но если предположить, что разум является для Вселенной всего лишь инструментом - мощным катализатором энергопреобразования, двигателем процессов, которые невозможно реализовать только посредством слепых самопреобразований инертной материи, то главная цель и задача человечества как носителей разума – перевести Вселенную на новый энергетический уровень. И тут уже наше самоощущение и комфорт отходит на второй план.
Мы как молодые солдаты, осознавшие себя в казарме, которых хорошо кормят, лечат, и следят за обмундированием – подумали, что беззаботная жизнь в этой казарме – и есть наше назначение. И на этой предпосылке Хаксли рисует развитие общества.
Однако же, возможно, природа припасла для нас сюрприз – вывод на фронт и бросок в атаку. И эта программа, этот вой сирены «Alarm!» еще ждет своего часа, еще спит в нашем подсознании до поры до времени. И пока мы СОЗНАТЕЛЬНО пытаемся строить какие-то модели общественного развития, пытаемся реализовать их, истинная программа эволюции занимается своим делом – совершенно БЕССОЗНАТЕЛЬНО ведет нас в нужном направлении – сталкивает друг с другом, поддерживает необходимый уровень агрессии (не смотря на попытки сохранения мира), задействует все новые уровни энергии (химический, атомный, субатомный) для создания орудий разрушения, создает вычислительные мощности для проникновения на еще более глубокие уровни материи. Расщепляются атомы, исследуются элементарные частицы – мы идем своей тропой.
И тут уж какая стабильность. Мы как те муравьи на вершине айсберга своей сущности. Нам не дано не то, что увидеть огромную подводную его часть, но даже охватить его поверхность над водой. [/COLOR][/B]
(продолжение в комментах)
Добавить комментарий Комментарии: 6
Йети
Йети , 50 лет17 мая 2013 14:00
[COLOR=darkblue][B]Приведу стих Германа Гессе из «Игры в бисер», который как нельзя лучше отображает ситуацию с нашим представлением о себе:
[I]Не быть, а течь в удел досталось нам,
И, как в сосуд, вливаясь по пути
То в день, то в ночь, то в логово, то в храм,
Мы вечно жаждем прочность обрести.

Но нам остановиться не дано,
Найти на счастье, на беду ли дом,
Везде в гостях мы, все для нас одно,
Нигде не сеем и нигде не жнем.

Мы просто глина под рукой творца.
Не знаем мы, чего от нас он ждет.
Он глину мнет, играя, без конца,
Но никогда ее не обожжет.

Застыть хоть раз бы камнем, задержаться,
Передохнуть и в путь пуститься снова!
Но нет, лишь трепетать и содрогаться
Нам суждено, - и ничего другого.
[/I]
Поэтому, я думаю, что дивный мир Хаксли – это неплохая модель участка развития общества, но только участка, только одного витка эволюции. А за его пределами, как всегда это бывает, вступят в силу новые факторы, и наши представления окажутся лишь частностями глобальной закономерности развития Вселенной. Так что будем ждать нового Хаксли и его новый дивный мир…
[/B][/COLOR]
Показать ответы (5)

Мобильная версия сайта




Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.